«Языковые средства выражения просьб и команд в диалоге взрослого и ребенка»
28.10.2013
Кира Александровна Иванова
Аннотация
Побуждение другого к действию, передаче предмета — первый коммуникативный мотив, возникающий у ребенка на самых ранних этапах усвоения языка. В речи взрослого языковые средства, призванные управлять активностью ребенка, тоже занимают важное место. Какие языковые конвенции зарождаются в диалоге взрослого и ребенка раннего возраста в процессе управления действиями собеседника? Различаются ли языковые средства выражения побуждения в общении взрослых и диалоге взрослый—ребенок? В этой лекции будут рассмотрены процессы усвоения императива, который может охватывать до 95 % словоупотреблений в ранней глагольной речевой продукции ребенка, оформление типичных императивных речевых ситуаций в онтогенезе.
Библиография к лекции
Бровко Е. Л. Высказывания с семантикой передачи материального объекта на ранних этапах детской речи // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 220—243.
Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб., 2008.
Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007.
Ларина Т. В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М., 2003.
Пупынин Ю.А. Усвоение русских глагольных форм ребенком // Вопросы языкознания. 1996. № 3. С. 84—94.
Томаселло М. Истоки человеческого общения. М., 2011.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М., 2000.
Cameron-Faulkner T., Hickey T. Form and function in Irish child directed speech // Cognitive Linguistics. 22 (3). P. 569—594.
Ogiermann E. Politeness and in-directness across cultures: a comparison of English, German, Polish and Russian Requests // Journal of Politeness research. 5/2. 2009. P. 198-216.
Rathmayr R. Pragmatische und sprachlich konzeptualisierte Charakteristika russischer direktiver Sprechakte // Slavistische Linguistik. München. 1994.
Slobin D. I. Crosslinguistic evidence for the Language-Making Capacity // The crosslinguistic study of language acquisition. Vol. 2. Hillsdale; NJ. 1985.
Stoll S., Abbot-Smith K., Lieven L. Lexically restricted utterances in Russian, German and English child-directed speech // Cognitive Science. 33. 2009. P. 75—103.
Tomasello M. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Cambridge. 2003.
Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Blackwell Publishing. 1953/2001.
|