«Языковые средства выражения просьб и команд в диалоге взрослого и ребенка»
28.10.2013
Кира Александровна Иванова

Аннотация

Побуждение другого к действию, передаче предмета — первый коммуникативный мотив, возникающий у ребенка на самых ранних этапах усвоения языка. В речи взрослого языковые средства, призванные управлять активностью ребенка, тоже занимают важное место. Какие языковые конвенции зарождаются в диалоге взрослого и ребенка раннего возраста в процессе управления действиями собеседника? Различаются ли языковые средства выражения побуждения в общении взрослых и диалоге взрослый—ребенок? В этой лекции будут рассмотрены процессы усвоения императива, который может охватывать до 95 % словоупотреблений в ранней глагольной речевой продукции ребенка, оформление типичных императивных речевых ситуаций в онтогенезе.

Библиография к лекции

Бровко Е. Л. Высказывания с семантикой передачи материального объекта на ранних этапах детской речи // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 220—243.

Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб., 2008.

Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007.

Ларина Т. В. Категория вежливости в английской и русской коммуникативных культурах. М., 2003.

Пупынин Ю.А. Усвоение русских глагольных форм ребенком // Вопросы языкознания. 1996. № 3. С. 84—94.

Томаселло М. Истоки человеческого общения. М., 2011.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. М., 2000.

Cameron-Faulkner T., Hickey T. Form and function in Irish child directed speech // Cognitive Linguistics. 22 (3). P. 569—594.

Ogiermann E. Politeness and in-directness across cultures: a comparison of English, German, Polish and Russian Requests // Journal of Politeness research. 5/2. 2009. P. 198-216.

Rathmayr R. Pragmatische und sprachlich konzeptualisierte Charakteristika russischer direktiver Sprechakte // Slavistische Linguistik. München. 1994.

Slobin D. I. Crosslinguistic evidence for the Language-Making Capacity // The crosslinguistic study of language acquisition. Vol. 2. Hillsdale; NJ. 1985.

Stoll S., Abbot-Smith K., Lieven L. Lexically restricted utterances in Russian, German and English child-directed speech // Cognitive Science. 33. 2009. P. 75—103.

Tomasello M. Constructing a Language: A Usage-Based Theory of Language Acquisition. Cambridge. 2003.

Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Blackwell Publishing. 1953/2001.