«Речевые стратегии убаюкивания. Конвенции baby talk в русской деревне».
14.10.2013
Софья Олеговна Куприянова

Аннотация к лекции:

В лекции рассматриваются конвенции baby talk и описываются речевые стратегии, используемые в ситуации убаюкивания в русской деревне. Раскрывается значение терминов, используемых для обозначения речи взрослых, обращенной к детям (регистр; baby talk; речь, адресованная детям; язык нянь; инпут).
На примере диссертационного исследования Т. О. Гавриловой «Регистр общения с детьми: структурный и социолингвистический аспекты» рассматриваются основные особенности регистра общения с детьми. Описываются основные типы текстов в регистре общения с детьми, возникающие в ритуализированных ситуациях (укладывание спать, убаюкивание, одевание, кормление). Выявляется соотношение характеристик текстов-воркований и лингвистических характеристик регистра общения с детьми с материалами, описывающими ситуацию убаюкивания в русской деревне. Описываются основные характеристики речевых стратегий, применяемых в ситуации убаюкивания в русской деревне: импровизационность, использование текстов других жанров. Вслед за И. С. Веселовой высказывается предположение о том, что параметры, характерные для регистра общения с детьми, применимы для описания речевых стратегий убаюкивания, а также характерны для ритуальной речи вообще. Поднимается вопрос о включении в речевые стратегии убаюкивания в деревне текстов других жанров. Так, один из возможных подходов к этой проблеме состоит в том, что текст, исполняемый в ситуации убаюкивания, адресован не только ребенку, но и самому исполнителю и, по определению Ю. М. Лотмана, является «автокоммуникацией». На примере исследований А. Дандеса и С. Б. Адоньевой обсуждается концепция «проекции» применительно к фольклорным текстам. По определению С. Б. Адоньевой,  «посредством фольклорной формы переживание получает предметное воплощение». Высказывается предположение о том, что тексты колыбельных являются инструментом работы с внутренним состоянием исполнителя. В заключение обсуждается возможность применения лингвистических характеристик регистра общения с детьми для анализа того, по каким параметрам в ситуацию убаюкивания включаются тексты других жанров.

Библиография к лекции

Адоньева С. Б. Символический порядок. СПб., 2011.

Воейкова М. Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М., 2011.

Гаврилова Т. О. Регистр общения с детьми: структурный и социолингвистический аспекты (на материале русского языка): Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002.

Гаврилова Т. О. Типы текстов в регистре общения с детьми // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 384—402.

Головин В. В. Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе. Або, 2000.

Головин В. В. Убаюкивания Клавдии Фоминичны Петровой // Живая старина. 1999. № 1. С. 16—18.

Дандес А. Проекция в фольклоре: в защиту психоаналитической семиотики // Фольклор: семиотика и/или психоанализ. М., 2003. С. 73—107.

Дю Буа Дж. Самоочевидность и ритуальная речь // Кунсткамера: этнографические тетради. 1998. Вып. 12. С. 198—223.

Еремина В. И. Колыбельные песни с накликанием смерти ребенку // Ритуал и фольклор. Л., 1991. С. 69—81.

Лотман Ю. М. Автокоммуникация: «Я» и «Другой» как адресаты: (о двух моделях коммуникации в системе культуры) // Лотман Ю. М. Семиосфера: Сборник. СПб., 2000. С. 163—177.

Райкова И. Н. «Ложечку за папу...»: детство и детский фольклор глазами современных студентов // Традиционная культура. 2008. № 4. С. 108—117.

Хафизова Л. Р. Баю-баюшки, не ложись на краюшке: о смертных «байках» // Русская речь. 2000. № 6. С. 90—95.