«Речь взрослых, обращенная к детям: ранние этапы усвоения детьми коммуникативных конвенций русского языка».
09.09.2013
Мария Дмитриевна Воейкова

Аннотация к лекции:

Исследование речи, обращенной к ребенку, на материале русского языка до сих пор осуществлялось только в семьях с высоким образовательным уровнем родителей. В лекции анализируются новые данные — записи спонтанной речи взрослых в семье с низким уровнем образования и дохода. Социально-экономический статус (СЭС) складывается из трех составляющих: уровня дохода и имущественного состояния, образовательного статуса и уровня социального взаимодействия семьи. Информанты — жители деревни в Тверской области, семья с низким СЭС по всем составляющим, имеющие 6 детей и внучку, — регулярно фиксируют взаимодействие с ребенком трехлетнего возраста. Оказывается, что инпут имеет яркие гендерные и возрастные особенности: если бабушка ребенка старается подстроиться к его перцептивным возможностям, то дедушка подчеркнуто игнорирует особенности своего маленького собеседника, а старшие дети, хотя и стараются приспособиться, но применяют навыки общения с ребенком еще в очень ограниченной степени.


Библиография к лекции:

Ахапкина Я. Э. Типы временной локализованности на ранних этапах речевого онтогенеза // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 49—77.

Базжина Т. В. Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого периода // Становление речи и усвоение языка ребенком. М., 1985. С. 6—20.

Биева Е. Г. Когнитивный анализ понимания речевых сообщений дошкольниками // Семантика в речевой деятельности (на материале онтогенеза). М., 1988. С. 20—35.

Воейкова М. Д. Понятие дисфункции и усвоение русского языка детьми и иностранцами // Исследования по славянским языкам. Корейская ассоциация славистов. Сеул. № 6. С. 309—324.

Воейкова М. Д. Формальные особенности парадигмы прилагательного и ее усвоение детьми // Речь ребенка: ранние этапы. Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Вып. 1. СПб., 2001. С. 147—169.

Воейкова М. Д. Типы и разновидности квалитативных отношений на ранних этапах речевого развития ребенка (анализ речи взрослого, обращенной к ребенку) // Проблемы функциональной грамматики: Семантическая инвариантность / вариативность. СПб., 2002. С. 206—235.

Воейкова М. Д. Квалитативные семантические комплексы и их выражение в современном русском литературном языке и в детской речи. Дис. в виде научн. докл. ... докт. филол. наук. СПб., ИЛИ РАН, 2004.

Воейкова М. Д. Усвоение детьми категории количественности // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 266—299.

Воейкова М. Д. Падежные противопоставления в русском языке: синтагматические связи в устной речи // Проблемы функциональной грамматики. 2008. С. 127—145.

Воейкова М. Д. Ранние этапы усвоения детьми именной морфологии русского языка. М., 2011.

Воейкова М. Д., Чистович И. А. Первые слова русского ребенка // Бюллетень фонетического фонда русского языка. 1994. № 5. С. 94—112.

Гаврилова Т. О. Регистр общения с детьми: структурный и социолингвистический аспекты (на материале русского языка). Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002.

Гаврилова Т. О. Типы текстов в регистре общения с детьми // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 384—402.

Гагарина Н. В. Становление грамматических категорий русского глагола в детской речи. СПб., 2008.

Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., СПб., 2007.

Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов, 1981.

Гвоздев А. Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка. Саратов, 1990.

Детская речь. Тексты. Дневники. Наблюдения. Учеб. материалы. СПб., 1993.

От нуля до двух: дневниковые записи. СПб., 1997.

От двух до трех: дневниковые записи. СПб., 1998.

Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). СПб., 2003.

Доброва Г. Р. Онтогенез персонального дейксиса (личные местоимения и термины родства). Дис. ... докт. филол. наук. СПб., 2005.

Доброва Г. Р. Освоение детьми функционально-семантической категории персональности // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 181—200.

Елисеева М. Б. Лексикон ребенка раннего возраста // Речь ребенка: ранние этапы. СПб., 2000.

Елисеева М. Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. СПб., 2008.

Казаковская В. В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок». Вопросы языкознания. 2004. № 2. С. 89—110.

Казаковская В. В. Вопросо-ответные единства в диалоге «взрослый — ребенок». СПб., 2006.

Казаковская В. В. Семантическая типология вопросо-ответных единств: ранние периоды речевого онтогенеза // Семантические категории в детской речи. СПб., 2007. С. 359—382.

Казаковская В. В. Реактивные реплики взрослого и усвоение ребенком грамматики родного языка. Вопросы языкознания. 2010. № 3. С. 3—29.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. М., 2000.

Цейтлин С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М., 2009.

Kuhl P., Andruski J. E., Chistovich L. A., Kozhevnikova E. V., Ryskina V. L., Stolyarova E. I., Sundberg U., Lacerda F. Cross-Language Analysis of Phonetic Units in Language in Language Addressed to Infants. Science 277 (5326). 1997. P. 684—686.

Olmsted H. Diminutive morphology of Russian children: A simplified subset of nominal declension in language acquisition // Alexander Lipson: In memoriam. Columbus, Ohio. P. 165—207.

The Acquisition of Diminutives: A cross-linguistic perspective. Language Acquisition and Language Disorders, 43. Amsterdam/Philadelphia, 2007.