<<   Казанович А. Я.  Вода в магии и медицинской практике

Эта довольно большая тема, в основном потому, что вода сама по себе может появляться в разных состояниях и формах. Имеются в виду не собственно физические состояния воды, а состояния, связанные с ее объемом и местом нахождения: озеро это, река, или родник, колодец, или болото, или просто вода, над которой что-то сказано и неважно, откуда она была взята.

Вода обладает несколькими полезными качествами, которые, возможно, и являются практически значимыми в ее употреблении в магической практике. Итак, вода жидкая, ее можно пить, ею можно окатываться и натираться, ею можно умываться, ее легко найти, легко, при необходимости, хранить. Кроме того, за водой закреплен специальный праздник в годовом цикле, это Крещение, и есть еще несколько местных, в которых вода также играет большую роль, например, на Ильинскую пятницу в деревне Еськино Вашкинского района в реке купали коней, чтоб они были здоровы.

Материалы, собранные в Вологодской область в 2002 году, в целом ложатся на картину, которую можно составить для себя , просмотрев материалы предыдущих экспедиций, представленные в архиве, и разве что дополняют ее с учетом местных особенностей.

Вода возникает в историях, поведанных информантами, в следующих инвариантах:

1.  Вода в медицинской практике:

  • Вода как диагностическое средство. По виду самой воды или в процессе магического акта определяют, поправится заболевший или умрет. Так, по свидетельству Осиповой Нины Даниловны, деревня Покровское, "...старуха была да в Белозерск возила, эту воду, там, ну, знакомым. Вот ребятам, примерно, ну теперь-то вот врачи, обкатишь. Если уж, говорят, останутся как крапинки, водинки на ребенке, то жить будет, а прокатятся, как сухой, тело сухое, умрет" . (записано в 1998 г , Бел14-18; здесь и далее в скобках после текста дается его шифр в фольклорном архиве СПбГУ). От Сафоновой Опросиньи Александровны в деревне Калитино в том же году записана история о том, как она ходила к одной бабушке и та "примечала" по крестику, окуная его в воду, будет человек жить или нет: если сухой крестик, то будет, а сырой - нет. (Бел20а-25). Тексты такого типа могут появиться как вставная часть в рассказе о целебном источнике, или наоборот, включать такие рассказы. В этом году (2002) Белова Александра Дмитриевна из деревни Мосеево, (Островский с/с), рассказывая о родничке Анны Яковлевны, (Анна Яковлевна лечила, совершала первый выгон скота, переводила в новый дом и вообще была очень "знающим" человеком), говорила: "Анны нашей Яковлевны родничок считаатся, Анны Яковлевны родничок, и она все ходила, зимой на лыжах покатится, как кто заболеет туда и покатится, туды яичко снесет, опустит яичко, там на больно...на больного человека, если яичко утонет, так значит человек этот ишь не поправится, а если не утонет, так человек поправится, там определяла да, водичку тоже носила больным, Анна Яковлевна наша старушка..." (Ваш20а-46).

  • Вода как лекарство при лечении человека. Эти свидетельства сводятся примерно к следующему инварианту: кто-то болеет, может быть, ребенок. От знающей старушки получают воду (возможна вставная история о том, откуда она эту воду берет, см. рассказы о целебных родниках). Дома больного этой водой поят, обливают, окачивают, натирают, опрыскивают и т.п. Предварительно над водой могут проделываться различные манипуляции как лечащей бабкой, так и человеком, получившим воду. Болезни, от которых лечат, могут быть самыми разными: так, по рассказам информантов, водой лечили (и успешно) коклюш (Бел20а-26), заболевания глаз (Ваш20а-46, Бел20а-233), раны на ногах (Бел20а-236), ожоги (Ваш20а-57) , воду использовали, чтоб нормализовать состояние при озыке (ребенка оговорили, при этом он беспокоится, плачет - Бел20а-259), прице (вышел человек "не в такой час", потом сидит плачет - Бел20а-204). Этот список болезней можно было бы продолжить, если принять во внимание то, что Дюкова Лина Николаевна, которая достаточно активно лечит, говорит о себе: "Ну, конечно, я сильно устаю, я очень устаю, силы много надо... Вот теперь вот рада бы отстать, и все не отстать мне. Народ едет и едет... Да, плохо. После этого я очень плохо, плохо устаю. Все беру я на себя, вишь. Потом мне, как вот все я сделаю день, я уже к ночи уже читаю молитву и тоже окачиваюсь. Да, водичкой, окачиваюсь, а то на меня очень много всего останется. Окачиваюсь - уйдет в землю. Вот встаю на подпольную крышку, где ходят - и окачиваюсь на этом, все уйдет туда. Как же, все взяла на себя - надо мне смыться. Да как же иначе?" (записано в 2002, д. Горбуша, Панинский с/с, Бел20а-188).

    Интересно отметить, что несколько раз встретились тексты, в которых воду в подобных обстоятельствах заменяют сметана или вино:
    <Говорят, бывают ветряные килы, водяные? Что это такое?>
    М.А.(Котова Марья Андреевна, д. Устье, Артюшинский с/с): Да, всякие делают. Худое дело. Дедушка-то выручал, все знает. Когда он снимает, говорят, ломота возьмет. Потом <настоечек(?)> на сметану или там чего. "Помажьcя", - говорит.
    <А он наговаривал на то, чтобы помазать или еще на воду?>
    М.А.: Помазать, помазать. Он и спиртное другой раз - помазать. Другим ведь и в горла насадят: вода не пойдет в горло! Вот на вино наговаривали. Он поглотает и горлышко помажет. Перед смертью человеку вода не пойдет в горло! Вот какие люди худые были! (Записано в 1995 г .,Бел20а-64).

    Или:
    <А старухи на что делают?>
    ЧН(Чюхина Нина Павловна, д.Сельниково, Роксомский с/с): Делают, на водичку делают, на сметанку <неразб> (Записано в 2002 г ., Ваш24-19)

    Вариант объяснения магических качеств воды описывается тремя текстами, записанными в 2000 году в деревне Никольская (Роксомский с/с). Все они касаются одних людей и событий, и тут проявляется еще одно свойство такой воды: если человек уже обречен, то можно облегчить его смерть:

    <недалеко от д. Никольская течет Божья речка>
    Надо в речке помыться. Тут водичка хорошая. Божий следок там на камешке. Оттуда текет эта речка <этот камень находится в поле, примерно в 100 м . от дороги>. И вот считают, что эта водичка божественная, очень хорошая, лечебная. Берут ребяток моют из этой речки.

    <Мылова Анна Ивановна, соседка Г. А., берет из этой речки воду, кидает туда кусочек хлеба, произносит какие-то слова, и при помощи этой воды лечит>

    Один старик не мог умереть, так она <А. И.> приходила за водой за этой. Как если на живого, на живучего, так поправится, а на смерть, так сразу умрет. (Записано от Мыловой Галины Алексеевны, Ваш20-20).

    Сама Мылова Анна Ивановна рассказывает:
    А чe, Божий следок - он камень... камень. И на e, освещают(?), что прошел маленькой робеночек, и следок, как на подушке оставил, след, как на подушке. Ступил, и следочек вот такой, говорят, остался. Он зарос мохом. <следок по величине примерно в 1,5 раза больше средней человеческой ступни>
    Г (Галина Алексеевна Мылова): Господь ступил, так и остался.
    А (Анна Ивановна): и следок оставил. А вода-то большая была - через этот камень идет вода, течет.
    Г: вот и называют что...
    А: река, речка-то, она вот так гизагами. И через большую дорогу переходит, и, значит, вода эта сюды течет, она. А у большой дороги-то брать хорошо водичку-то - тут воду и берем. Вот если человек очень тяжелый перед смертью лежит, что надо, что все равно он помрет. Вот у меня у самой муж был, сестра. Помирали они от рака. Вот муж так это просил - поехали за травой-то под коркой с Геной мы на машину, с сыном-то - и eн и говорит мне: "Нюрка, поидешь-то, так мне привези водицы-то бутылку". А он ниче ведь это не знал, Галина ,что я со словам беру воду-то. Ну. Он думал, что просто воды святой - как святая считается со следка. Ну, я кусочек хлебца кинула, как надо там им, эту воду, да и попросила у хозяина этой воды. <а там хозяин, да, есть?> Ну всe равно над водой есть - вот тонут дак всe люди-то, дак есть всe равно хозяин над водой. Ну. Взяла этой водички, ему и привезла: "Ой, водичка-то какая вкусная-то, хорошая-то", - пьет да и прихваливает. Ну, "этой водички что не выливайте вы мне хоть - я буду пить" - а всe выльем, как привезли специально? И eн попьет - и eн помер, да как растаял, зауснул. Как растаял. Не мучився, ничe, только: "А...а..." <изображает стоны>. А я-то думаю, чe он, подумала, что умирает - стонет-то эдак тихонько, думаю - заусыпает. А он носовичок достал, так еще на глаза, на лицо - закрыл, да, ручки сл'ожил, да и. Я говорю: "Этот Костя-то зауснул, - я говорю, - надо хоть встать да поглядеть-то - как притих". Я ведь не подумала никак, что он помeр-то. Встала, поглядела - у e ручки уложены, и платок-то закрыт. Тронула, так нос-то - и нос холодный. За какие-то тут семь минут уж ходко и остыл. Тронула - и носик холодный у него. "Ой, ой, батько-то помер!". Мы привыкли уж, по 35 лет прожили, дак не то что всe "Саша да Саша". "Ой, батька-то ведь помер". Я бегом к Муром на телефон. Гена-то уехали туды, дак Наде сообщила. Я говорю: "Надя, так и так". А муж: "Да и нам сказали, что суточки - двое - трое только, врач сказал, что с койки увезла. Что "увезите, чтоб вам чем мертвого везти, так лучше <нрзб.> еще суточки - двое либо трое". А я и говорю, а я-то расстроилась, думаю, дома хоть бы чe руки на себя не накладeт. "А, - говорит, - не накладeт". Eн никуда и не выходил, на диванчике тут лежал дак. Вот эта вода как и помогла. Потом всe старики ездили проведать - вот в Вашки, в Липин-то Бор, так тут, не доезжая километров 5 до Липину Бору в деревне жила сестра. Тоже: "Нюра, привези ты мине водицы-то вашей, привези". Я тожо, поехали проведать тут, становилися Гена уж - в декабре месяце она умерла, так ледок и снежок был. Вот грабали с им, так пролубку расс'икли, и набрала бутылку. Тоже элак и говорит: "Ой, вот вода-то, так не вода, а золото". И пьeт: "Что и вода-то какая хорошая ". тоже спокойно умирала. Тоже, Таня говорит, зауснула да и...

    В другой раз она же (Мылова Анна Ивановна) рассказала:

    Ну следок он уже зарос, мошком зарос. Все называется, что Боговой следочек... Боговой. Ребенок, говорят шел да и ступил в следок. Детский следочек остался на камешке. Дак вот все и считают, и воду эту считают святой...Для леченья брала много раз. Вот эту воду для леченья берут со словами. Вот например, тяжелый человек при смерти лежит. Берут эту воду, прямо, где вот тут протекает река, черпнешь там баночку литровую, или сколько надо со словами, и человека поят. И он уже легче помирает.У меня муж лично помирал, рак был, мы поехали, чувствуем, что вот-вот. С больницы мы домой увезли, что врач говорит, что видите быстрее что вот живот-то тибе легче, что помрет-то хоть дома. И он просится, что вези меня домой, хоть я на спокое дома помру. Поехали мы тогда, дело было в сентябре. Все заготовим-то /нрзб/ Он мне заказат: Нюра, привези ты мне воды-то, святой-то водички привези... Чем, грит, страдаать, дак лучше помереть. Операцию сделали, все опоздали уж так, он набрал, набрала я ему бутылку... Прямо бутылкой набирала, только со словами, а слов нельзя рассказовать...

    Осипова Нина Даниловна (д. Покровское, с/с Покровское, Бел14-18) рассказывала, что в одном целебном источнике вода вела себя по-разному, в зависимости от того, берется она "на смерть" или "на жизнь": "Ну и вот мама говорила все, как если на живого идешь, так чистая- чистая вода, а уж если на мертвого, то там как бурлит снизу, там задумаешь: вот на этого воду я беру, здоровье или...".

    Вода из лечебного источника отличается от обычной не только в плане функциональном, но по своим имманентным качествам: так, в приведенном выше эпизоде отмечаются особые вкусовые качества такой воды, а информантка Федотова Дина Артемьевна говорит:
    <А воду на Крещенье берете?>
    Не хожу, боюсь. В двенадцать часов ночи надо идти за водой на Крещенье.<...>
    <А что с этой водичкой потом делают?>
    Этой водичкой скотинку этой водичкой поят, наливают эту водичку в бутылки и держат опять до другого Крещения. Ей, говорят, что ничe не делается. Не мутнеет, ничe. Не портитси. Не знаю, я не пробовала. (Ваш20-101, записано в д. Кичагово в 2002 г .).
    Другая информантка отметила, что вода в целебном ключе не замерзает зимой. (Бел20а-140).
    От Мыловой записано еще следующее: - Ругать нельзя воду. Это не положено. Еще пьешь когда, говорить ой, какая она худая. В колодцах вкусная вода, в ручейках вкусная.
    Кроме запрета ругать воду, которую пьешь, есть и другие. Так Белова Александра Дмитриевна рассказала, что парень, который вытащил монетки из родника, куда их складывала приходившая за водой Анна Яковлевна, утонул: ...родничок все стоял заброшенный, ниче там никто дак, только так, что родничок был, вода текла как колодчик. Вот не знаю, сей год есть, нет вода, не знаю...деньги, мелочь отпускают, так придут, Анна воду-то придет брать и денег опускала. А потом робята взяли вона маленькие робята, да выче...сделали ковшик, никто и не знал, все оттуда с дно вычерпали, деньги все вычерпали<...> Ну хоть парень-то молодой и потонул! Вот из-за этих денег родничок очистил, потонул пьяной вить, вота накануне Иванова дня уж, вот теперь кажется скока годов, наверно восемь есть, как утонул, парень молодой...вы подумайте...( Ваш20a-42, записано в д. Мосеево в 2002 г .).

    И еще интересное свидетельство от той же Беловой: целебные свойства воды напрямую зависят от того, кто эту воду берет. Так, она рассказывает о том, что не хотела брать воду от одной женщины:

    <А там вот было, что брали воду на Крещение?>
    Воду брали, так и здесь старушки везде брали воду, в проруби возьмут там, брали, брали, делали святу воду, бирали. Там есь, что молитву какую-то прочитает. У нас бабушка <нрзб> Лидкина матка все это делала, вот здесь брала. <нрзб> <про Лиду>: я ведь воды-то сегодня принесу, - матка уж у нее умерла дак - я воды-то принесу сегодня, если тебе надо воды, приходи, святой-то воды дам. - Да какой святой воды-то ты мне дашь? - Я ведь схожу на прорубь, да возьму воды, да сделаю святой воды. - Нет уж матушка, мне твоей воды святой, нет, у тя одни матюки, да сколько ты погуляла, поблядовала со всеми, правда, правда это..(Ваш18-41, записано в д. Мосеево в 2002 г .).

    Многие запреты, касающиеся воды, появляются в связи с рассказами о хозяине "водоема". Например, из беседы с Мыловой А. И. и Мыловой Г. А.:
    <а хозяин в каждой речки есть или один?>
    А: а в каждой, в каждой. В каждой, нет, в каждой. Даже и в колодце есть. Всe равно везде хозяин есть. Вот утром идешь, так и просишь воду в другой раз.
    Г: в озере есть хозяин
    А: я так приду на колодец, Галина, перва, а всe скажу:
    "Хозяин-батюшко, хозяюшка-матушка, дайте водички свежой". Как, думаешь, придешь на колодец только черпать воды, дак это, говорят, положено просить-то. Положено. Водичка-то чистая, проси, первая придешь на колодец <нрзб.>. Подожди, в колодце, да как там такой, в роднике.
    Г: у нас озеро такое, что пьяных не любит, так сразу...
    А: а ведь озеро мало како любит пьяных, нигде не любит.
    Г: сразу потонут пьяные.
    <это озеро пьяных не любит?>
    А: ну, пьяных никака вода не любит, в общом, вода пьяных не любит и всe. То пьяные едут-то, вдругоря пьяные едут на лодках, да всяко как и потонут. (записано в д. Никольская, Вашкинский с/с, 2002, Ваш19-26).

    Возвращаясь к лечению водой можно сказать еще о текстах, в которых она избавляет от тоски. От Славицкой Валентины Сергеевны, д. Конец Слободки, в 2002 г . записали следующий текст:

    Говорят вот, что воду там. Или тосковать вот если, говорят, так тоже надо брать водички, говорят. Если тоскуешь там об ком-нибудь так тоже, говорят, что берeшь вот воду там, туда, туда вот река идeт, туда течeт, да? Так вот берeшь, говорят, воду: куда вода, нет... Куда вода бежит, туда и тоска бежит. Вот набираешь эту, залью в то. Да вот так вот. (При этом делает движения, будто выливает воду, медленно и по направлению течения реки.) Так и из колодца тоже, если зачерпнул в колодце черповиком. Приносишь домой и всe.
    <Куда вода бежит, туда и тоска?>
    Да. Туда тоска.
    <...>
    Или тоже, когда человек тоскует, тоже вот. Сходила 10 метров , здесь вот водички, и прямо спрыснула, взяла в рот и прямо спрыснула в лицо.
    <Кому? Человеку?>
    Да. Чтоб куда вода, туда и тоска, и всe. Тосковать не будет.(Бел20-5).

    Екатерина Селиванова рассказала, что, когда выносили ее умершего дедушку, ей наказывали умыться водой. (Ваш17-58).

    Интересна еще одна ситуация, в которой человеку предписано обращаться к воде, а именно, переход от ритуального поведения к обычному. Так, Белова А.Д. рассказала о Крещенском купании после хождения кудесам:

    Раньше говорят, что кудесам ходили да, надо в реке потом помыться, кто много ходил всяким покойникам, и всяким <нрзб> кудесам да, этому надо в проруби ж окупнуться, не то дак в лесе <?> останется. Ну.А так кто кудесам ходил, к реке надо сходить да лицо помыть. (Ваш18-41, записано в д. Мосеево, 2002).

  • Вода в магическом этикете, связанном с содержанием скотинки.

    Среди записей этого года (2002), кроме уже упоминавшегося выше обряда купания коней на Ильинскую пятницу в Еськине, можно обнаружить два таких свидетельства, оба от Беловой А.Д., д. Мосеево. Она рассказывает, как обмывает коровушку после родов:

    <А чтоб вот корову после родов-то мыть это тоже воду в родничке в том брали?>
    Нет, я дома, дома возьму водички да теплой, налажу да, веничек обварю, обварю веник...
    <это березовый?>
    ...ну, обварю веничек этот, этот водички налажу в ведро, туды иконку складу, вот железная иконка у меня есть, колечко, денежку кладу, ну беру ножницы возьму, туды все водички-то налью, намою, намою ей, мородочку намою, все, все, все, все, все вымою, с мылом всю, под хвостом все вымою, вымя намою, ну этой водичкой, не из этого ведра мою-то, а я просто на ей лью да мою, лью да мою, из этого ведра-то лью да мою холкочку, лью да мою ей, намою, намою всю, всю протру потом и потом пойду доить в чистый подойник, себе, чтобы йисть-то потом можно было потом, я ей все время мою. (Ваш20-94).

2.  Вода в родильном обряде:

Воду дают в разных видах роженице, водой обмывают новорожденного. Золина Елена Васильевна, Шольский с/с, д. Лукьянова, рассказывает: "Бабушка мне давала водички какой-то попить. И что-то делала у двери. Говорят, порог мыли у дверей. А воду с порога давали пить. Я точно не знаю. Это уж говорили там, что моют порог да. Рассуждают, а я все слышу. (Это делали) чтобы родила легче". (Записано в 1997 г , Бел10-4).

Осипова Нина Даниловна говорит про свои роды:
"А я вот Любку рожала, ну меня мучило гораздно, я пала еще с сарая дак, а вот пришла бабка ... она прежде время меня из подойника полила, из которого коров поят... У меня боли прошли все и все... Она с печки взяла подойник, налила воды такой тепленькой, облила меня". (Записано в 1998 г ., в д. Покровское, Бел10-39).

Из записей 2002 года: Родионова Таисия Кузьминична впоминает: "Помню, что мама рожала за печкой, там. У нас на Гусеве двухэтажный дом был, у нас в деревне только. Мы жили внизу. Печка там была. Помню, что мама там, за печкой, рожала мою сестру. Потом вот моего отца сестра в деревне была. Маме сказала, послала: сходи к ней, дак я за ей ходила дак. "Возьми водички в рот, да спрысни меня"." (записано в д. Перкумзь, Панинский с/с, Бел10-100).

Об обмывании водой новорожденных :

<А вот чтоб спокойный был ребенок?>
Спокойный был, так надо мыть...
<...там не плакал...>
...моют, первый день как из больницы привезут - сразу моют в байне. Моют и говорят, меня тоже Анна Яковлевна научила: Я тебя мою бабушка Соломанья, как Исуса Христа, рабу божью, например, Нелиньку, на сон, на покой, на рост, на доброe здоровьe, тфу, аминь, во веки веков. Три раза надо проговорить. Мою и когды уж вымою обкатываю, когды уж <нрзб>обкатываешь, на последнее на самое. Три раза этак обкачу, и это проговорю всех детей, у меня спокойны были дети. (Записано от Беловой Александры Дмитриевны, д. Мосеево, Островский с/с в 2002 г . Ваш10-22).

В этой связи интересно свидетельство Трофимовой (Родичевой?) Нины, записанное от нее в 2002 г . в д. Нефедово (Островский с/с). Она вспоминает с чужих слов, что раньше новорожденных детей обмывали в воде родника, который течет в Никоново. Эта процедура проводилась независимо от времени года, подход был таким: если умрет ребеночек - значит умрет, а выживет - будет всю жизнь здоровым.

Разумеется, приведенные тексты покрывают не весь материал, собранный в экспедиции 2002 года, но могут служить типичными примерами и позволяют судить также о жанровом распределении. Но необходимо учитывать, что за рамками данного обзора, сориентированного на тексты, связанные с медицинской практикой, остаются еще по крайней мере комплексы текстов о бане, об утопленниках и о нечистой силе, живущей в воде.